Люди во всём мире читают скандинавские романы и скандинавский нуар уже стал мейнстримом, такие как «Мост» Последние скандинавские фильмы также отмечены разнообразием и интеллектуальным подтекстом, который и составляет основу скандинавского кино.
1. "Как на небесах" (2004)
драма, комедия | Så som i himmelen
Уникальное и неповторимое Шведское настроение можно легко заметить в этом кино. Одним из таких фильмов, который повествует о дирижере, сталкивающимся с нелегкой судьбой и жестокой реальностью является "Как на небесах" (2004), который снимался как в Швеции, так и в Дании.
"Такие вот удивительные, светлые, великолепные фильмы иногда совершенно случайно удается отыскать среди бескрайнего киноокеана! Это огромная удача для зрителя. Жаль, что фильмы, подобные творению Поллака, зачастую мало известны широкому зрителю- их знают лишь особо «просвещенные» и искушенные" - отрывок из рецензии на фильм
По сюжету: Всемирно известный дирижер Даниэль Дареус перенес сердечный приступ после выступления в Милане. Это вынуждает его уйти в отставку и вернуться в свой родной город.
Там его вскоре просят послушать местный церковный хор, который репетирует в здании церкви каждый четверг. Просто зайти и дать парочку советов. Он не может отказать, и с этого дня все меняется. Хор растет и развивается. У дирижера появляются и друзья, и враги. И, конечно, он находит свою любовь…
2. Ты, Живущий (2007)
драма, комедия | Du levande
Новый фильм режиссера «Песен со второго этажа» — про шведскую модель конца света. Фильм о человеке, о его величии и его нищете, его радости и печали, его уверенности в себе и страхе.
Долгожданное продолжение другого фильма режиссера Роя Андерссона - абсурдная комедия об отчуждении современной жизни. Название, взятое из «Римских элегий» Гете (1790 г.), подтверждает замечательный статус жизни, идея, подкрепленная непосредственным обращением актеров к камере. Пятьдесят сцен фильма - это короткие наброски, в которых случайные люди путаются в жизни и разруливают ситуации типичным шведским образом
"Герои Андерссона намерено сочетают в себе карикатурность, показушную, почти гротескную убогость, но это длится недолго, атмосфера нагнетается затянутостью сцен, целиком пропитанных бытовой неизбежностью, как главной и единственной формой бытия. Этот мир — скандинавская модель апокалипсиса, в которой люди — экзистенциональные ячейки, а счастье доступно только в снах" - из рецензии на фильм
3. Впусти меня (2008)
ужасы, драма | Låt den rätte komma in
Фильм Томаса Альфредсона «Впусти меня», основанный на романе Джона Айвиде Линквиста, был первым серьезным шведским фильмом о вампирах. Расположенный в заснеженном Блэкберге, пригороде Стокгольма, 12-летний Оскар днём подвергается буллингу одноклассников, зато потом мечтает о мести. Однажды поздним вечером мальчик знакомится с ровесницей по имени Эли. Она — его новая соседка. Два изгоя мгновенно становятся друзьями, Эли учит Оскара храбрости, а Оскар пробуждает в ней жажду любви. Но Эли, увы, этого недостаточно — её мучает жажда крови.
Отличные визуальные эффекты фильма усиливают его центральную тему: беспокойство и изоляция подростка и осознание себя. Данная тема является весьма привычной в скандинавском кинематографе, но в сочетании с нереальностью происходящего возникает необычное понимание именно шведского кинематографа.
Самодостаточность без страха и опасений, без душераздирающих криков,- все это вперемешку с доверием. Нам показывают, что даже сами взрослые дяди и тети не слушают друг друга, не всматриваются в призму сердец, как делают это Оскар и Эли. Это стоит увидеть — первый и уникальный фильм в своем роде и ни с чем не сравнимый.
4. Незабываемые моменты (2008)
драма, история | Maria Larssons eviga ögonblick
Режиссер Ян Троелл обычно рассказывает о жизни людей из рабочего класса в Швеции, например достаточно вспомнить его творение «Эмигранты», номинированный на Оскар (1971). Его «Вечные мгновения» в Мальмё начинаются в начале 20-го века и повествуют правдивую историю финской женщины Марии Ларссон, которая выиграла фотоаппарат на аукционе.
Мария понимает, что помимо бесконечных домашних проблем существует и другой мир. Ее снимки — особенные. Горожане все чаще обращаются к ней с просьбой сделать семейные фотографии. Постепенно выясняется, что у Марии Ларссон настоящий талант фотографа! Но это совсем не нравится вернувшемуся с войны мужу…
Фильм действительно драматичный. Драма времени, драма отношений, драма самой жизни. Но в то же время нужно отметить, что все это поданно настолько в правильной дозировке, что не возникает ощущения перенасыщенности страданий. Жизнь главной героини настолько реалистична, что можно подумать, что всю эту историю рассказала соседка из квартиры напротив. Настолько просто и понятно. Как мне кажется, что место действия историю можно легко перенести и в Россию того времени.
5. Ешь Спи Умри (2012)
драма | Äta sova dö
Герои фильма — мусульманские иммигранты из Балкан: двадцатилетняя девушка Раша, и ее отец, живущие в одном из спальных районов региона Сконе. Раша несколько лет работает упаковщицей на заводе, но внезапно оказывается среди тех, кто попадает под сокращение.
Центр по трудоустройству «кормит» их обещаниями и выдумывает нелепые занятия, которые «помогут» при поиске новой работы. Несмотря на ухудшающееся самочувствие, отец Раши вынужден ехать на временные заработки в Норвегию…
В образе главной героини фильма «Ешь Спи Умри» практически с первого взгляда угадывается изрядно нашумевший в своё время на фестивалях портрет дарденновской Розетты из одноимённой картины 1999 года, олицетворяющей собой мирские тяготы молодого европейского поколения из неблагополучных семей конца прошлого столетия.
Пихлеровская Раша, принадлежащая к другому поколению, на деле остаётся всё тем же образчиком пролетарской закваски, в силу своего возраста ещё не лишённым надежд в светлое будущее. С виду она всё так же неуклюжа, несколько полновата и быстра. Но стоит признать, что и социальная текстура фильма уже не столь гладка, а более беспощадна.
В то время как задачей Розетты было пересечь границу между собственной маргинализацией и жизнью «обычных людей», мир, где приходится жить Раше, разваливается буквально на глазах: здесь даже суперэффективный работник вроде неё, которому под силу упаковать 12 мешков салата за 5 секунд, запросто может лишиться своей должности по воле руководства, да и отношения с отцом всё больше охладевают и переводятся в материальную сферу.
Данный фильм был услышан жюри канского кинофестиваля, результатом чего стал весьма неплохой для дебютной ленты приз зрительских симпатий в Венеции. Для мировой культуры это, конечно, событие, но стоит также признать, что чернушный взгляд на жизнь и возведённая уже почти в абсолют социальная безнадёжность, в силу растиражированности, всё меньше испытывают зрителей на прочность и, значит, становятся лёгкой добычей для критиков, отпускающих сдержанные отзывы по обе стороны океана.
Вот такая подборка скандинавского кино у нас на сегодня